В 2024 году электросамокаты, особенно услуги кикшеринга, стали неотъемлемой частью жизни для большинства подростков и не только. С ростом популярности этого вида транспорта и его доступности участились аварийные ситуации на дорогах. Особенно часто на самокатах катаются подростки до 18 лет, которые, пересекая пешеходный переход, не спешиваются, а также не обращают внимания на движение автомобилей при выезде из дворов, что ведет к увеличению числа аварий.
Статистика за 2023 год подтверждает резкий рост популярности кикшеринга: количество поездок на электросамокатах достигло почти 800,000, что на 345% больше по сравнению с 2022 годом. Средняя скорость поездок составляет 12-14 км/ч, а длинные поездки встречаются крайне редко. Более 80% всех поездок являются непродолжительными и осуществляются по кратчайшему маршруту из точки А в точку Б. В среднем, одна поездка длится 13 минут и 1 секунду.
Губернатор Липецкой области Игорь Георгиевич Артамонов выразил обеспокоенность ситуацией с кикшерингом и подчеркнул необходимость введения дополнительных мер безопасности и контроля.
Электросамокат — удобный вид транспорта. Можно быстро добраться из точки А в точку Б. Тем более когда инфраструктура города это позволяет: есть велодорожки или тротуары достаточно широкие, чтобы выделить часть под движение двухколесного транспорта. Популярность электросамокатов растет, но с каждым годом растет и число аварий с их участием. В том числе с летальным исходом.
А где ответственность компании? За что отвечают кикшеринги? На бумаге за многое, а на деле? А на деле идет процесс зарабатывания денег. Задекларированы правила, за соблюдением которых следят спустя рукава. Как итог — аварии, травмы и недовольство жителей. Мы не будем идти на поводу у таких компаний. И вот что они должны сделать, если хотят остаться работать:
Первое — прокат должен быть строго с 18 лет. С верификацией возраста, а не просто с проставлением галочки в приложении.
Второе — компании должны следить за тем, чтобы на самокате не ехало больше одного человека и правила пользования соблюдались. В компаниях заявляют, что у них есть такая возможность. Но двое подростков на одном самокате, к сожалению, привычная картина.
Третье — ограничение скорости во всех общественных пространствах: парках, скверах, площадях. И полный запрет движения в местах большого скопления детей.
Если кикшеринг не начнет соблюдать эти правила, не пойдет навстречу, то Липецкая область попрощается с такими компаниями. Уверен, что спокойно проживем без них.
Источник: TG — @igor_artamonov48
Наша редакция полностью согласна с Игорем Георгиевичем. На улицах города Липецка часто можно видеть подростков, которые еще не достигли 18 лет и катаются на электросамокатах вдвоем или даже втроем. Они пересекают проезжую часть, не спешиваясь, что создает дополнительные риски для дорожной безопасности.
Мы запросили комментарии от гиганта рынка кикшеригна ООО «ВУШ»
Какие основные изменения в правилах дорожного движения (ПДД) нужно знать для безопасного катания на самокате в 2024 году?
1. Главное место для самоката — велодорожка, если ее нет и самокат весит меньше 35 кг (как наш) то надо ехать по тротуару. Если нет ни того, ни другого, можно выехать на обочину, но только до момента появления тротуара и не встраиваясь в общий поток. Если на вашем пути много пешеходов, надо спешиться, обойти их и потом продолжить поездку. На тротуаре всегда главный — пешеход.
2. Один самокат — один пассажир. Вдвоем ездить очень опасно, появляется второй центр тяжести и при любом маневре очень легко упасть.
3. При переходе пешеходного перехода надо спешиться. Большинство ДТП происходит там, где самокаты пересекаются с автомобилями. Зебра может быть скользкой, у вас может сорваться рука и нажать на газ, машина может внезапно поехать — на все это сложно среагировать, если вы едете через переход. Когда идете пешком — проще избежать ДТП.
4. Обе руки всегда должны быть на руле. Если держитесь одной рукой — почти гарантировано упадете.
5. Нельзя ездить на самокате в состоянии алкогольного или любого другого опьянения.
Можно ли пользоваться вашим сервисом лицам младше 18 лет? Если да, то при каких условиях?
По правилам нашего сервиса поездки на самокатах Whoosh доступны только для совершеннолетних. В данном правиле нет исключений — любая поездка несовершеннолетнего является нарушением и за него положен штраф 10000 рублей.
Какие меры принимает ваша компания для обеспечения безопасности пользователей электросамокатов?
Сервис Whoosh внедряет новые технологии, которые помогают самокату самостоятельно соблюдать часть правил. Например, технология Антитандем позволяет самокату понимать, что на нем едут два и более человек. Сейчас данные о нарушении передаются в систему и при наличии фото или видео подтверждения мы выписываем штраф или блокируем аккаунт.
Ну и конечно, все самокаты сервиса не могут разогнаться быстрее 25 км/ч, в зонах ограничения скорости автоматически замедляются, а сам самокат оснащен всем необходимым для того, чтобы быть заметным в потоке и мы внимательно следим за его техническим состоянием.
Как ваша компания следит за соблюдением установленных правил использования электросамокатов?
Всеми доступными способами. Если мы видим фото или видео нарушения, то мы можем отследить поездку и найти нарушителя. Информацию получаем от наших сервисных команд, работающих в городе, в соцсетях и СМИ, а также — от самих жителей Липецка через телеграм бот @Samokat_ru_bot.
Планирует ли ваша компания внедрить строгую верификацию возраста для пользователей старше 18 лет?
Мы работаем над интеграцией данных банковских ID — это позволит нам получать от банка подтверждение, что владельцу карты есть 18 лет. Но самое главное — сознательность взрослых жителей Липецка. Как показывает наша статистика. Почти всегда аккаунт ребенка зарегистрирован на одного из родителей. Чаще всего они просто передают аккаунт ребенку.
Напомним. что сейчас за такое нарушение положен штраф 10.000 рублей и блокировка аккаунта.
Какие штрафы появились в 2024 году для пользователей вашего сервиса? Кто имеет право выписывать эти штрафы? Как оплачивать штрафы? Предусмотрены ли скидки на их оплату? Какие меры предпринимаются для информирования пользователей о новых штрафах и правилах?
Нарушение 2024 год 2023 год Поездки лиц младше 18-ти лет Штраф 10 000 руб. и блокировка аккаунта в сервисе Блокировка аккаунта в сервисе Езда вдвоем Штраф 5 000 руб. 800 руб. — для самоката, 1500 руб. — для велосипеда Неспешивание на пешеходном переходе Штраф 1 000 руб. Регулировалось только ПДД сотрудниками ГИБДД Нарушения правил парковки Штраф 500 руб. Штраф 500 руб. Инцидент по вине пользователя сервиса, повлекший причинение вреда здоровью или имуществу третьих лиц Штраф от 30 000 до 100 000 руб., блокировка — Езда в состоянии алкогольного/наркотического опьянения Штраф 100 000 руб. и блокировка аккаунта в сервисе — Обновленные суммы штрафов
Сервис не может штрафовать за нарушение ПДД, это зона ответственности ГАИ. При этом, у нас есть правила, изложенные в договоре-оферте, к которому присоединяется каждый пользователь, регистрируясь в сервисе.
При регистрации в сервисе пользователь указывает данные банковской карты, в случае нарушения, сумма списывается автоматически. В свою очередь, сервис выставляет штраф только в случае, если полностью уверен в нарушении. На практике это означает наличие фото или видео подтверждения, или данных от сотрудников правоохранительных органов.
Все правила и штрафы указаны в Договоре, также на сайте и в приложении есть раздел Школа вождения, в котором можно пройти обучение всем правилам безопасного и комфортного вождения: https://whoosh-bike.ru/school
Какие конкретные шаги ваша компания готова предпринять для ограничения скорости электросамокатов в общественных местах и полного запрета на движение в местах большого скопления детей?
Зоны дополнительного ограничения скорости, как и зоны запрета на поездки существуют в нашем сервисе с первого дня работы в Липецке. Эти ограничения действуют автоматически: все самокаты сервиса находятся на связи с системой, и при въезде в зону ограничения автоматически замедляются или останавливаются, независимо от желания пользователя.
Эти зоны мы обсуждаем с городской администрацией и ГАИ, а также вводим их на основании данных нашей статистики.
Что делать, если в момент поездки у самоката сбился GPS и арендатор едет в зоне, где нет ограничений, а по GPS он находится в другой зоне, в которой есть ограничения? Просим описать шаги, которые должен предпринять пользователь в этой ситуации.
Такие инциденты происходят крайне редко. Если же в поездке произошла любая нештатная ситуация, надо обратиться в Службу поддержки — в чате приложения или по телефону. Там расскажут обо всех необходимых действиях.
Как быть, если самокат фактически находится на парковке, а по GPS он отображается вдали от нее, и не получается завершить поездку? Будет ли плата продолжать списываться за пользование? Предусмотрена ли компенсация за такие случаи?
Если по техническим причинам не получается завершить поездку, необходимо также обратиться в Службу поддержки. Они помогут завершить поездку. Если в результате технического сбоя списание денежных средств после окончания поездки продолжалось, служба поддержки пересчитает стоимость и вернет ошибочно списанные средства.
Что делать, если пользователю не удается завершить поездку из-за ошибки GPS? Существуют ли альтернативные способы завершения аренды?
Необходимо сообщить в Службу поддержки, поездка будет завершена удаленно.
По нашему мнению, кикшеринговые компании стараются сбросить с себя ответственность, но мы надеемся, что они сделают все возможное, чтобы поездки были безопасны как для пользователей, так и для автомобилистов и пешеходов. Верификация возраста через банковскую карту не решает проблему, так как большинство несовершеннолетних просто воспользуются картой родителей, и маловероятно, что компании будут тщательно следить за передачей аккаунтов.
Мы также запросим информацию от ГИБДД по поводу штрафов: кто следит за соблюдением правил, как выписываются штрафы и всю сопутствующую информацию.